Для бизнеса
Финансовые инструменты
Для развития бизнеса важен заемный капитал, и одна из главных задач любого предприятия – поиск источников финансирования. Как правило, наиболее популярным решением является кредитование, однако данный инструмент имеет ряд особенностей и не может удовлетворить все потребности бизнеса.
При этом на рынке существуют финансовые инструменты, альтернативные банковскому кредитованию: венчурное финансирование, краудфинансирование, лизинг, цифровые финансовые активы (ЦФА), акции, облигационные займы и др. Грамотный выбор финансового инструментов в зависимости от стадии развития бизнеса позволяет предприятию выработать оптимальную стратегию финансирования.
В обобщающем виде информация о доступных финансовых инструментах представлена в Навигаторе финансовых инструментов и сервисах для бизнеса.
Виды краудфинансирования:
Классический краудфандинг – сбор средств на какую-либо цель или идею, не обязательно коммерческого характера. Данный механизм подходит для финансирования благотворительных, творческих, образовательных или экологических проектов. Краудфандинг может быть использован и для сбора денег на личные цели. В обмен на финансирование инвесторы могут в будущем становиться первыми получателями разрабатываемого продукта или услуги, либо рассчитывать на иные преимущества.
Краудлендинг – привлечение финансирования в форме займа от нескольких инвесторов при помощи посредника – инвестиционной платформы. Компания может привлечь средства от граждан (P2B) или других предприятий (B2B). Данный механизм подходит для компаний, работающих на рынке в течение некоторого времени и способных подтвердить свою платежеспособность.
Краудинвестинг – привлечение финансирования в обмен на долю в компании или часть будущей прибыли бизнеса. Данный механизм подходит для стартапов или действующих малых предприятий, реализующих новые проекты.
Вебинар Банка России «Как привлечь финансирование на краудинвестиционной платформе?»
Виды лизинга:
Финансовый лизинг предполагает, что по окончании срока действия договора объект переходит в собственность лизингополучателя. Для этого лизинговые платежи рассчитываются так, чтобы покрыть рыночную стоимость объекта. В противном случае по окончании действия договора выплачивается крупный выкупной платеж.
Операционный лизинг оформляется, если лизингополучатель не заинтересован в переходе к нему права собственности на объект. В течение срока действия договора физическое лицо пользуется предметом лизинга, внося лизинговые платежи, которые суммарно не покрывают стоимость объекта. По окончании соглашения объект возвращается лизингодателю.
Факторинговая сделка возможна для заключения в отношении дебиторской задолженности любого юридического лица или индивидуального предпринимателя, включая торговые сети и интернет-магазины.
Участники сделки:
Покупатель – заказчик товаров (работ, услуг), юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Продавец (Поставщик) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющее поставку товаров (работ, услуг).
Фактор – финансовая организация (банк, факторинговая или микрокредитная компания), предоставляющая услуги факторинга на профессиональной основе.
Вебинар Банка России «Возможности факторинга»
Виды корпоративных облигаций:
- классические
- биржевые
- коммерческие
Их отличия заключаются в органе регистрации и в площадках, на которых они продаются.
В случае заинтересованности региональные предприятия могут обратиться в Пул для получения консультации или предварительной оценки возможных условий выхода на рынок облигационных заимствований, а также возможности организации облигационного выпуска участниками Пула.
Вебинар Банка России «Как растущему бизнесу привлечь финансирование на бирже»
Предоставление поддержки осуществляют:
Волго-Вятское главное управление Банка России
Контактное лицо:
Каручкин Евгений Александрович
Главный экономист отдела развития финансового рынка
АО «Корпорации развития Нижегородской области»
Контактное лицо:
Мочкаев Никита Алексеевич
Начальник отдела привлечения инвестиций
Часто задаваемые вопросы
Облигации – это долговые ценные бумаги. В большинстве случаев облигации выпускаются на определенный срок и предусматривают выплату владельцам установленных процентов (в виде купонов) и номинальной стоимости. Их выпускают для привлечения финансирования в целях расширения бизнеса, финансирования текущей деятельности, инвестирования в новые проекты и т.д.
Выпуск облигаций рекомендуется применять на стадии зрелости, когда предприятие характеризуется успешной деятельностью на основе отработанной технологии, эффективной организационной структурой и активным маркетингом (наличием известного бренда). Денежные средства могут привлекаться на цели расширения производственных мощностей, ассортимента выпускаемой продукции и др.
Общие требования для компаний-эмитентов:
1. Устав предусматривает возможность эмиссии ценных бумаг, в том числе облигаций. Если Уставом такая возможность не предусмотрена, требуется внести соответствующие изменения.
2. Уставной капитал полностью оплачен на момент регистрации выпуска. Это гарантия того, что эмитент исполнит свои обязательства перед инвесторами.
3. Эмиссия одобрена большинством голосов на общем собрании акционеров или участников общества и оформлена документально в виде решения о выпуске. Решение — одно из базовых правовых оснований для выпуска бумаг.
По закону индивидуальные предприниматели (ИП) не могут выпускать облигации. Если бизнес крупный и готов масштабироваться, ИП может стать учредителем компании как обычное физическое лицо. Статус ИП при этом можно сохранить и выпустить облигации от лица компании.
Выделяют следующие преимущества корпоративных облигаций для эмитента:
• отсутствие необходимости залогового обеспечения
• возможность привлечения существенных объемов финансирования на длительный срок
• самостоятельный выбор параметров займа (объем эмиссии, ставка привлечения, сроки)
• отсутствие зависимости от одного кредитора благодаря выходу на широкий круг инвесторов
• отсутствие ковенант использования привлеченных средств
• формирование публичной истории, удешевление привлечения финансирования в будущем
• повышение узнаваемости бренда (стратегический маркетинг)
Владельцы облигаций не могут участвовать в управлении компанией. Право участвовать в управлении предоставлено только владельцам акций для акционерных обществ или долей для обществ с ограниченной ответственностью. Такое право могут получить инвесторы, которые покупают конвертируемые облигации с последующим обменом их на акции.
Процедура выпуска облигаций регламентирована действующим законодательством, нормативными актами Банка России и включает в себя следующие этапы:
- принятие эмитентом решения о размещении выпуска;
- утверждение эмитентом решения о выпуске ценных бумаг (при необходимости);
- регистрация выпуска и присвоение регистрационного (идентификационного) номера выпуска ценных бумаг;
- размещение ценных бумаг;
- представление уведомления об итогах выпуска облигаций (для конвертируемых облигаций регистрация отчета об итогах выпуска).
Фактическая реализация этапов во многом зависит от вида выпускаемых облигаций (классические, биржевые, коммерческие). Также важнейшим этапом для осуществления успешного выпуска облигаций является подготовка к нему. Во время подготовки эмитент определяет условия и параметры предстоящего размещения, при необходимости отбирает организатора, реорганизует внутренние процессы, проходит процедуру рейтингования, взаимодействует с инфраструктурными организациями (биржи, НКО АО «НРД», агентства раскрытия информации) и т.д.
Более подробно с информацией об этапах эмиссии и подготовке к ней можно ознакомиться в информационном центре по вопросам выпуска корпоративных облигаций или на сайте Московской биржи в разделе «Руководство для эмитента: как выйти на рынок публичного долга» или на странице «Как стать эмитентом».
Минимальные объемы выпусков классических и коммерческих облигаций не установлены. Объемы выпусков облигаций с размещением на бирже определяются действующими правилами листинга и зависят от уровня листинга и сектора, где такое размещение планируется. По сложившейся практике выпуски начинаются от 30-50 млн рублей.
По типу эмиссии все облигации, которые выпускают российские компании, можно разделить на три вида: классические корпоративные облигации, биржевые и коммерческие облигации. Подробная информация представлена в информационном центре по облигациям.
С 1 января 2020 года облигации в России могут выпускаться только в бездокументарной форме.
Срок зависит от условий выпуска, вида облигаций, наличия опыта размещений и индивидуальных параметров. В среднем он занимает 3-5 месяцев.
Организация выпуска включает оплату услуг организатора выпуска, депозитария, рейтингового агентства, аудитора; биржевые сборы; регистрационные и информационные расходы. Совокупный размер расходов может составлять от нескольких десятых процента до нескольких процентов от объема эмиссии. Подробнее с информацией о стоимости услуг можно ознакомиться в информационном центре.
На величину процентной ставки по облигациям влияют различные факторы:
- размер безрисковой ставки;
- срок обращения;
- возможность досрочного предъявления владельцем облигаций к выкупу;
- финансовое положение эмитента (чем оно устойчивее, тем ниже будет ставка);
- известность предприятия и его репутация, в том числе репутация владельцев бизнеса;
- уровень кредитного рейтинга;
- наличие маркировки ESG-облигаций и др.
Определение эмитентом ставки происходит во взаимодействии с потенциальными инвесторами в ходе предварительных маркетинговых процедур или непосредственно при размещении (например, на бирже доступно размещение в форме аукциона по купонной ставке).
Потенциальный эмитент может осуществить предварительный расчёт диапазона ставки купона, которая может быть установлена при выпуске облигаций с помощью специального калькулятора.
Окончательные условия облигационного займа, включая его стоимость, определяются по итогам работы, проводимой совместно с организатором выпуска.
Параметры компенсации субъектам МСП части затрат по выпуску облигаций и выплате процентного (купонного) дохода по облигациям:
1. Субсидирование купонных выплат: до 70% от процентных выплат;
2. Субсидирование затрат по размещению и (или) по договору об осуществлении рейтинговых действий: 2% от размера фактически размещенных средств, но не более 2,5 млн руб.;
3. Периодичность предоставления субсидии эмитентам: не менее 2-х раз в год;
4. Получатели субсидий: эмитенты, прошедшие отбор Минэкономразвития России;
6. Облигации эмитента: срок размещения оканчивается в 2019-2024 гг., номинированные в рублях с обязательным централизованным хранением (учетом), размещенные в рамках программы облигаций или самостоятельными выпусками (за исключением дополнительных выпусков) со сроком погашения не менее одного года с даты начала размещения, прошедшие государственную регистрацию и допущенные к торгам на бирже в процессе размещения либо которым присвоен идентификационный номер.
В 2023 году в Нижегородской области запущен механизм финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций, а также производителей пищевых продуктов и напитков, привлекающих финансирование с помощью облигаций.
В Нижегородской области регулярно проводятся мероприятия по обмену опытом использования корпоративных облигаций. Например, с 2018 года в Нижнем Новгороде ежегодно проходит форум, посвященный использованию бизнесом финансовых инструментов. В рамках секций, посвящённых выпуску корпоративных облигации, действующие эмитенты рассказывают о своем опыте выхода на биржу.
Меры поддержки по финансовым инструментам
- субсидирование купонных выплат в размере 70% от ключевой ставки и субсидирование затрат при размещении (включая получение кредитного рейтинга) — до 2% от объёма размещения, но не более 2,5 млн рублей
- участие институтов развития в качестве «якорных» инвесторов (приобретение существенной доли от объема размещения)
- поручительство на основной долг по облигациям
- содействие привлечению инвестиций компаниями малой и средней капитализации в рамках специально созданных инструментов: «Сектор Роста» ПАО Московская Биржа и сегмент «МСП» ПАО «СПБ Биржа»
Общие требования ко всем эмитентам:
- Субъект малого или среднего предпринимательства
- Налоговый резидент РФ
- Не возбуждено производство по делу о несостоятельности
- Отсутствие просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательствам перед РФ
- Не получает средства из федерального бюджета на основании иных нормативно-правовых актов на цели, предусмотренные Правилами
Для кого: субъекты малого и среднего производства, соответствующие требованиям Постановления Правительства от 27.12.2019 № 1898.
Как получить: через оператора инвестиционной платформы, который заключил соглашение с Минэкономразвития России на получение субсидии.
Инструмент доступен до конца 2024 года. В пилотном 2021 году на реализацию программы выделено 20 млн рублей, в 2022 – 75 млн рублей, 2023 – 69,3 млн рублей.
Предоставление поддержки осуществляют:
Министерство экономического развития России
Параметры компенсации части затрат по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям:
Размер субсидии: размер субсидий определяется исходя из ставки, утверждаемой министерством, но не более фактически понесенных затрат. На 2023 год ставка установлена в размере 100% от учетной ставки Банка России, действовавшей на дату выплаты процентного (купонного) дохода (Приказ министерства от 04.07.2023 № 191).
Порядок определения получателей субсидий: получатели субсидий определяются министерством по результатам отбора посредством запроса предложений на получение субсидий
Периодичность проведения отбора предложений: 2 раза в год.
Облигации эмитента: размещены на бирже не ранее 2021 года, номинированы в рублях, имеют срок обращения не менее одного года.
Информация о проведении отбора размещается на официальном сайте министерства. Предприятия-эмитенты в порядке и сроки, указанные в объявлении о проведении отбора, подают в Минсельхозпрод предложение и необходимые документы. Отбор проводится, исходя из соответствия участников отбора требованиям и очередности поступления предложений для участия в отборе.
Подробная информация о мерах региональной поддержки и действующем нормативном регулировании размещена на сайте министерства