Часто задаваемые вопросы

С ЧЕГО НАЧАТЬ РЕАЛИЗАЦИЮ ИНВЕСТПРОЕКТА?

Необходимо начать с составления бизнес-плана или технико-экономического обоснования (ТЭО). Эти документы служат основанием для выявления инвестиционной эффективности проекта. От того, насколько точным будет анализ, зависят и дальнейшие перспективы проекта, и его рентабельность. На этапе ТЭО происходит определение источника финансирования: банки, частные фонды, соинвесторы, собственные средства.

 

Именно на этапе предварительного анализа перспектив реализации проекта необходимо самым тщательным образом оценить как потенциальный рынок сбыта, так и перспективные тренды, которые будут актуальны через несколько лет, когда предприятие будет введено в эксплуатацию.

 

Недостаточно проработанное ТЭО или некачественный бизнес-план – это риски, издержки и возможный отказ от банка в кредитном финансировании даже потенциально привлекательного инвестпроекта.

 

Далее необходимо зайти в раздел «Личный кабинет инвестора», зарегистрироваться и подать заявку на сопровождение инвестиционного проекта или на подбор земельного участка.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ ИНВЕСТОРА?

Личный кабинет инвестора – это электронный сервис для совместной работы инвесторов с органами власти региона над реализацией инвестиционных проектов. 

 

Для новых проектов

Если инвестор начинает реализацию инвестиционного проекта на территории Нижегородской области, то в Личном кабинете он сможет:

 

  • Подать заявку (инвестор может подать заявку на сопровождение инвестиционного проекта в соответствии с Регламентом сопровождения инвестпроектов)

 

  • Узнать результат рассмотрения заявки (отслеживать статус поданной заявки и получить обратную связь от органов власти по результатам ее обработки)

 

  • Получить доступ к проекту (после того как заявка будет одобрена, проект будет взят на сопровождение, и тогда инвестору станут доступны дополнительные функции Личного кабинета) 

 

Для проектов на сопровождении

Если инвестор уже является инициатором проектов, находящихся на сопровождении по принципу «одного окна», то он сможет:

 

  • Видеть информацию обо всех своих проектах, находящихся на сопровождении

 

  • Узнать контактные данные участников команды сопровождения своего проекта

 

  • Осуществлять мониторинг выполнения планов мероприятий, разработанных для каждого из видов сопровождения инвестиционного проекта

 

  • Задавать вопросы и обсуждать их решение в общем чате с участниками команды сопровождения

 

  • Привлечь к решению «нерешаемых проблем» регионального руководителя профильного отраслевого министерства

 

  • Оценивать эффективность работы команды сопровождения по каждому поставленному вопросу или проблеме

 

  • Хранить и искать все документы проекта прямо в Личном кабинете в специально созданном для этого разделе
КАК ПОДОБРАТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК?

Инвестору в этом может помочь Корпорация развития Нижегородской области, которая представит варианты инвестиционных площадок в соответствии с техническими характеристиками проекта.

 

Инвестор также может подобрать участок самостоятельно – с помощью интерактивной карты. Это двуязычная карта региона, которая отображает общие сведения о регионе, данные об инвестиционных площадках, инфраструктуре, а также об имеющихся инвестиционных проектах в разрезе муниципальных образований.

 

Сегодня в базе перспективных инвестиционных площадок – порядка 500 браунфилдов и гринфилдов.

КАК ОФОРМИТЬ ПРАВА НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК?

Порядок и сроки оформления прав на земельный участок зависят от права собственности на земельный участок и текущей градостроительной ситуации на данной территории.

 

  • Если участок находится в частной собственности, инвестору достаточно просто выкупить выбранную территорию у владельца.

 

  • Если участок находится в муниципальной собственности, то инвестору необходимо обратиться в администрацию соответствующего муниципального образования.

 

 

Найти список документов для подачи ходатайства (с инструкцией по их заполнению) и подать ходатайство в электронном виде можно на сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области. По итогам рассмотрения ходатайства на Совете выносится решение о возможности реализации того или иного инвестпроекта на подобранном инвестором земельном участке, а также определяется порядок предоставления участка: через участие в торгах или без них. Кроме того, утверждается план мероприятий по предоставлению земельного участка инвестору с указанием сроков и ответственных лиц.

 

По закону, участок может быть предоставлен Советом без торгов для размещения на нем объектов социально-культурного назначения, а также реализации масштабных инвестиционных проектов.

 

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, участок предоставляется инвестору в аренду на период строительства объекта (3-5 лет). После ввода объекта в эксплуатацию возможен выкуп участка в собственность или оформление права долгосрочной аренды (до 49 лет).

КАК ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ИНЖЕНЕРНЫМ КОММУНИКАЦИЯМ?

Подходя к этапу проектирования, инвестор должен иметь полное понимание о точках присоединения к сетям газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.

 

Информацию о стоимости строительства сетей инвестор должен получать еще на этапе выбора площадки, поскольку стоимость их подведения – это довольно существенная доля в общем объеме инвестиций.

 

Инвестору (собственнику или арендатору земельного участка) необходимо обратиться в ресурсоснабжающую организацию для получения технических условий на подключение к тем или иным сетям и заключения договора технологического присоединения. В технических условиях содержится информация о схеме и стоимости подключения, а также ориентировочные сроки на выполнение необходимых работ по прокладке сетей.

 

Расчет стоимости подключения производится в соответствии с тарифными ставками, утвержденными региональной службой по тарифам Нижегородской области.

 

  • Выдачу техусловий по подключению газоснабжения осуществляет компания «Газпром».

 

  • Вопросы водоснабжения и водоотведения решаются на муниципальном уровне и требуют выдачи техусловий со стороны органов местного самоуправления.

 

  • Выдача техусловий по присоединению к электроэнергии зависит от собственника сетей, которые проходят вблизи от границ земельного участка.

 

Корпорация развития Нижегородской области обладает административным ресурсом и возможностью коммуникации с ресурсоснабжающими организациями. Она окажет инвестору содействие в части предварительной проработки возможности и ориентировочной стоимости подключения к инженерным сетям, а после окончательного выбора инвестором земельного участка сопровождает проект при взаимодействии с инфраструктурными компаниями.

КАК ПОЛУЧИТЬ РАЗРЕШЕНИЕ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СОТРУДНИКОВ?

Иностранные граждане, приехавшие в РФ из безвизовых стран, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей работают по патенту. Оформить этот документ можно, если гражданин при въезде в Россию указал цель визита «работа». Если найм осуществляется по патенту, то работодателям не требуется получение квоты. Необходимость получения квоты остается только в отношении иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации в порядке, требующем получения визы.

 

Заявки на привлечение иностранных работников принимаются при условии обязательной регистрации работодателя и формирования заявки в автоматизированном информационном комплексе «Миграционные квоты» (для предпринимателей его использование бесплатно).

 

Перед подачей заявок необходимо урегулировать вопрос предоставления отчетности в орган федеральной налоговой службы по Нижегородской области, фонд социального страхования Российской Федерации и предоставить в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области сведения о проведении специальной оценки условий труда (или аттестации рабочих мест).

 

Заявки принимаются Управлением по труду и занятости населения Нижегородской области по адресу:

г. Нижний Новгород, ул. Варварская, д. 32, каб. 723, тел.: +7 (831) 214-01-23 (доб. 380).

С полной информацией можно ознакомиться по ссылке

КАК ПОЛУЧИТЬ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ?

В Нижегородской области в соответствии с законом от 31.12.2004 № 180-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области» проекту может быть присвоен статус приоритетного. В этом случае инвестор может получить финансовую или нефинансовую господдержку.

Финансовые меры господдержки – это льготы по налогу на прибыль и имущество, частичная компенсация процентной ставки по кредитам.

 

Размер льготы по налогу на прибыль зависит от удельного веса выручки, полученной от реализации приоритетного инвестпроекта Нижегородской области, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг).

 

ВАЖНО!

Инвестор может получить налоговые льготы и преференции, если решит разместить свое производство на территории одного из трех действующих на территории региона ТОР – в Володарске, Решетихе или Сарове. Резиденты ТОР могут быть освобождены от налогов на землю и имущество, а также пользоваться сниженной региональной ставкой по налогу на прибыль на 10 лет (5% в первые 5 лет и 10% – в последующие 5 лет).

 

Узнать условия получения статуса приоритетного проекта, а также подать заявку на получение финансовых и нефинансовых мер поддержки можно в разделе «Меры поддержки».

 

Меры государственной поддержки инвестиционной деятельности в Нижегородской области

КАК СТАТЬ РЕЗИДЕНТОМ ОЭЗ

1. КАК СТАТЬ РЕЗИДЕНТОМ ОЭЗ

 

Кто может претендовать на получение статуса резидента ОЭЗ «Кулибин»?

Претендовать на получение статуса резидента особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа может индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ (г.о.г. Дзержинск) и планирующие осуществлять промышленно-производственную, логистическую или технико-внедренческую деятельность (в соответствии со ст. 9, 10 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).

 

Каков минимальный объем инвестиций для резидента ОЭЗ «Кулибин»?

Минимальный объем инвестиций, включая капитальные вложений (без учета НДС), заявленный к осуществлению резидентом ОЭЗ, должен составлять не менее 120 млн рублей. При этом резидент ОЭЗ должен осуществить не менее 2/3 от общего объема заявленных инвестиций в течение первых 3 лет с момента начала реализации инвестиционного проекта. К проектам с общим объемом инвестиций, включая капитальные вложения, свыше 5 млрд рублей требование к объему инвестиций в течение первых 3 лет не применяется (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 г. № 156 «Требования к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами особых экономических зон»).

 

Какова процедура получения статуса резидента ОЭЗ «Кулибин»?

Процедура получения статуса резидента включает следующие этапы (в соответствии со ст. 9, 12, 13, 14 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»):

  1. Определение площадки для реализации проекта совместно с Управляющей компанией.
  2. Регистрация юридического лица на территории г.о.г. Дзержинск.
  3. Подача заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ с приложением следующих документов:
    • копии учредительных документов, копия решения об учреждении общества (для юридических лиц) или копия основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (для ИП);
    • паспорт и финансовая модель инвестиционного проекта по форме, установленной Минэкономразвития России;
    • копия документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
    • копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
    • справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
  4. Прохождение экспертного совета ОЭЗ «Кулибин».
  5. Заключение трехстороннего соглашения об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ между Заявителем, Управляющей компанией и министерством экономического развития и инвестиций Нижегородской области.
  6. Включение предприятия в реестр резидентов ОЭЗ (коммерческая организация или ИП признаются резидентом ОЭЗ с даты внесения соответствующей записи в реестр).

 

Сколько времени занимает процесс получения статуса резидента?

В среднем процесс получения статуса резидента занимает от 2 до 3 месяцев. Продолжительность процедуры напрямую зависит от наличия у Заявителя всех необходимых документов и сложности проекта.

 

Можно ли резиденту ОЭЗ осуществлять предпринимательскую деятельность за пределами территории ОЭЗ?

Получение статуса резидента ОЭЗ исключает возможность открытия филиалов и представительств компании-резидента за пределами особой экономической зоны (в соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).

 

Какие виды деятельности допустимы на территории ОЭЗ «Кулибин»?

На территории ОЭЗ «Кулибин» допустимы следующие виды деятельности (в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»):

  • промышленно-производственная деятельность;
  • логистическая деятельность;
  • технико-внедренческая деятельность.

 

На территории ОЭЗ «Кулибин» не допускаются следующие виды деятельности:

  • разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением разработки месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов);
  • производство и переработка подакцизных товаров (за исключением производства легковых автомобилей, мотоциклов, производства и переработки этана, сжиженных углеводородных газов и стали жидкой).

 

Каковы условия прекращения действия статуса резидента ОЭЗ?

Прекращение действия статуса резидента ОЭЗ происходит в следующих случаях (в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»):

  • ликвидация или прекращение деятельности юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • досрочное прекращение существования особой экономической зоны;
  • расторжение соглашения об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ;
  • лишение лица статуса резидента ОЭЗ.

 

2. ЛЬГОТЫ И МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ ОЭЗ

 

На какие преференции может претендовать резидент ОЭЗ «Кулибин»?

Для резидентов ОЭЗ «Кулибин» предусмотрен комплекс федеральных и региональных мер поддержки. Так, пониженная ставка налога на прибыль для резидентов ОЭЗ «Кулибин» устанавливается на весь срок ее действия – до 2069 года.

 

  • Налог на прибыль (общее значение для региональной и федеральной ставок):

- 2% в первые 5 лет (с налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению);

- 5% в следующие 5 лет (с 6 по 10 год);

- 14,5% в последующем (с 11 до 2069 года).

 

Кроме того, на территории ОЭЗ установлена ставка 0%:

  • по налогу на имущество в первые 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества (в соответствии со ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации);
  • по налогу на землю в первые 5 лет с момента получения права собственности на земельный участок (ставка устанавливается муниципальным законодательством);
  • по транспортному налогу в первые 10 лет с месяца признания резидентом ОЭЗ (ставка устанавливается региональным законодательством).

 

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОЭЗ

 

Какие услуги предоставляются резидентам ОЭЗ «Кулибин» Управляющей компанией?

  • Сопровождение инвестиционных проектов, в том числе при получении грантов, федеральных и региональных субсидий, льготного заемного финансирования, а также в процессе получения земельных участков под реализацию инвестиционных проектов
  • Услуги в области проектирования и строительства, включая комплексное сопровождение инвестиционного проекта в качестве технического заказчика
  • Маркетинговые услуги (организация отраслевых мероприятий, проведение маркетинговых исследований, бизнес-аналитика)
  • Услуги аудитора (строительный, кадровый, маркетинговый, правовой аудит)
  • Услуги в области управления персоналом (анализ кадрового потенциала, развитие корпоративной культуры, проведение обучающих мероприятий)
  • Финансовые услуги (разработка финансовой модели инвестиционного проекта, сопровождение в части привлечения финансирования)
  • Сервисные услуги Управляющей компании ОЭЗ, включая эксплуатацию и обслуживание объектов инженерной инфраструктуры, комплексное обслуживание территории ОЭЗ

 

Каковы логистические преимущества ОЭЗ «Кулибин»?

Одним из преимуществ ОЭЗ «Кулибин» является выгодное географическое положение:

  • Нижегородская область расположена на пересечении основных автомобильных и железнодорожных магистралей страны, пролегающих с севера на юг и с запада на восток.
  • С учетом близлежащих территорий потребительский рынок Нижегородской области является одним из самых обширных в России. Численность населения в радиусе 500 км составляет 43 млн человек (более 30% населения России), что превышает аналогичные показатели Москвы и Санкт-Петербурга.
  • Удаленность ОЭЗ от центра Нижнего Новгорода (население – 1,2 млн человек) составляет менее 40 км, от центра Дзержинска (население – 215,3 тыс. человек) – 7,5 км.
  • В непосредственной близости от ОЭЗ (2 км) пролегает федеральная трасса М7 «Волга», которая соединяет Москву с Уфой.
  • Также поблизости расположен грузовой двор РЖД – транспортно-логистический хаб, который соединяет западную часть России с восточной. Ближайшая ж/д станция – «Игумново» (4 км).
  • Международный аэропорт «Стригино» (25 км) обеспечивает доступ практически ко всем странам мира благодаря не только удобной системе стыковок с международным авиа-хабом в Москве, но и наличию прямых рейсов по ряду направлений. Полет до Москвы занимает всего 1 час. Также международный аэропорт имеет допуск на прием крупных грузовых судов, благодаря чему он является одним из крупных логистических центров.
  • Благодаря речному порту, расположенному в Дзержинске (11 км), доступна возможность транспортировки товара водным транспортом.

 

4. ПОДБОР И ОФОРМЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

 

Как оформить права на земельный участок?

Для оформления прав на земельный участок необходимо выбрать площадку под будущее производство. Для этого инвестор может обратиться в Управляющую компанию, которая предоставит инвестору подходящие варианты размещения.

Общая площадь ОЭЗ «Кулибин» – 724,7 га, имеется возможность размещения как на зеленых, так и на коричневых площадках. Заключение договора сопровождается Управляющей компанией.

 

5. ПОИСК РАБОЧЕЙ СИЛЫ

 

Откуда возможно привлечь рабочую силу на территорию ОЭЗ «Кулибин»?

Основными источниками рабочей силы для резидента ОЭЗ являются Дзержинск (11 км) и Нижний Новгород (40 км), которые обладают высоким кадровым потенциалом и опытом подготовки специалистов для промышленных производств различных профилей и уровней.

Вузы и учреждения профессионального образования Нижегородской области готовят специалистов для различных отраслей промышленности на уровне современных требований.

Ближайшим к ОЭЗ населенным пунктом для привлечения кадров является Дзержинск – второй (после областного центра) по численности и промышленному значению город Нижегородской области.

Высшие учебные заведения Дзержинска представлены 1 институтом и 2 филиалами иногородних вузов. Также подготовка кадров осуществляется в 2 учебных заведениях среднего профессионального образования.

В Дзержинске подготовка кадров для химического комплекса ведется на базе Дзержинского политехнического института НГТУ им. Р.Е.Алексеева (ДПИ НГТУ), Дзержинского химического техникума им. Красной Армии, Дзержинского технического колледжа. Образовательные программы этих организаций создаются с учетом требований работодателей. 

Дзержинским политехническим институтом на химических предприятиях города (АО «ГосНИИ «Кристалл», АО «НИПОМ») созданы базовые кафедры, которые позволяют использовать в учебном процессе современную материальную базу предприятий, привлекать специалистов предприятий в качестве преподавателей.

 

Какие существуют кадровые центры на территории г.о.г. Дзержинск для подбора и обучения персонала?

В целях подготовки специалистов для промышленной сферы, которая является одной из основных для региона, в области действует комплексная система подготовки кадров. Так, в Нижегородской области создано 33 центра, осуществляющих подготовку более 15 тыс. рабочих в год под непосредственные потребности вновь открываемых производств.  Один из них расположен в Дзержинском химическом техникуме им. Красной Армии. Он функционирует совместно с заводом им. Свердлова и ведет подготовку кадров по специальностям «Технология пиротехнических составов и изделий» и «Химическая технология органических веществ», направленную на обеспечение кадрами производственных предприятий Дзержинска.  Объемы подготовки кадров и образовательные программы по этим специальностям согласуются с предприятиями. 

Образовательные организации открыты для взаимодействия с предприятиями, готовы осуществлять целевую подготовку специалистов под нужды инвестора.

 

Возможно ли привлечение иностранных работников на производства, расположенные на территории ОЭЗ «Кулибин»?

Иностранные граждане, приехавшие в Россию из безвизовых стран, осуществляют трудовую деятельность у юридических лиц, в том числе расположенных на территории ОЭЗ, по патенту. Работодателям при найме таких иностранных работников получение квоты не потребуется. Оформить этот документ необходимо только в отношении иностранных граждан, прибывающих на территорию Российской Федерации в порядке, требующем получения визы.

Заявки на привлечение иностранных работников принимаются при условии обязательной регистрации работодателя и формирования заявки в АИК «Миграционные квоты» (в соответствии с приказом Минтруда России от 23 января 2014 г. № 27н «Об утверждении Правил определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников»). Доступ к информационному ресурсу осуществляется через официальный сайт (www.migrakvota.gov.ru).

Перед подачей заявок в уполномоченный орган необходимо урегулировать вопрос предоставления отчетности в орган федеральной налоговой службы по Нижегородской области, фонд социального страхования Российской Федерации и предоставить в Государственную инспекцию труда Нижегородской области сведения о проведении специальной оценки условий труда (или аттестации рабочих мест).